title2 ru

На пленарном заседании Сената Парламента РК депутаты приняли проект закона "О кинематографии" и пакет сопутствующих к нему поправок.

По словам министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы, проект закона должен будет кардинально изменить все действующие механизмы дальнейшего развития национального кино. Другой не менее важной составляющей проекта закона является создание при Правительстве РК Фонда поддержки национального кино в форме некоммерческого акционерного общества.

"Деятельность данной организации будет направлена на аккумулирование и распределение бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых на кинопроизводство, прокат, показ и дальнейшее продвижение национальных фильмов", - уточнил глава ведомства.

По его словам, также предусматривается введение новой модели госфинансирования национального кино и возвратность затраченных государством средств. "В соответствии с предложенными нормами, лица, получившие финансовую господдержку на производство социально значимых фильмов до 100%, будут обязаны осуществлять отчисления в Фонд поддержки кино с доходов от проката в объеме 20%. Остальные получатели будут возвращать финансовые средства в объеме, соразмерном процентному соотношению финансовой поддержки. Все возвратные средства будут направлены Фондом на производство новых проектов, что позволит снимать большее количество картин. Конкретный алгоритм возвратности будет утвержден подзаконным актом", - заключил Мухамедиулы. Наряду с этим на заседании депутаты приняли сопутствующий закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии".

Данный документ разработан в соответствие с основным проектом закона и направлен на установление общественных отношений, возникающих между физлицами, юрлицами, органами госвласти и местными исполнительными органами. Им предлагается внесение изменений и дополнение в Налоговый кодекс, которые предусматривают применение налоговых преференций для производства и проката национальных фильмов, а также в ряд законов в части исключения дублирующих норм и приведения в соответствие с основным законопроектом.

https://liter.kz/ru/news/show/53421-prinyat_novyi_zakon_o_kino

Изменен: 07.12.2018

Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия (НКН) проголосовал за одобрение соответствующих казахстанских заявок по результатам их рассмотрения в рамках своей 13-й сессии, которая проходил с 26 ноября по 1 декабря 2018 года в столице Республики Маврикий - г. Порт-Луи.

Казахстан впервые участвует в сессиях Комитета на правах члена данного престижного органа ЮНЕСКО. В составе делегации нашей страны - сотрудники Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО и Постоянного представительства Казахстана при ЮНЕСКО и директор заповедника-музея «Улытау» Бактияр Кожахметов.

Обряды «кымыз мурындык» (употребление первого кумыса), «бие байлау» (привязывание кобылиц) и «айгыр косу» (включение жеребца в табун) был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества под номинацией «Традиционные весенние обряды казахских коневодов» .

В самом начале заседания его участники почтили минутой молчания память казахстанского эксперта в области охраны культурного наследия Елены Хорош, которая была автором номинации о традиционных обрядах коневодов, а ранее участвовала в подготовке успешных заявок на включение в Список всемирного наследия Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави и петроглифов Тамгалы. 

«Заповедник-музей «Улытау» приступил к работе по сохранению казахских обрядов с 2010 года. С 2012 года мы проводим этнофестиваль «Терисакканская весна», который проходит последние пять лет в селе Терисаккан и демонстрирует традиционные праздничные обряды.  В 2014 году на фестиваль приехали члены Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Эмма Усманова и Елена Хорош, и подсказали мысль включить эти обряды в нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО. 2015 году наш фестиваль посетила председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Ханзада Есенова. Позже они были внесены в Национальный перечень элементов культурного нематериального наследия Казахстана» рассказывает директор заповедника-музея «Улытау» и создатель «Терисакканской весны» Бахтияр Кожахметов.

Также, за эти годы были сняты два документальных фильма про этнофестиваль «Терисакканская весна». Первый фильм был снят киностудией «Казахфильм» по заказу Южной Кореи. Второй фильм «Традиционные весенние праздничные обряды казахских коневодов» был опубликован на официальном сайте ЮНЕСКО.

«Несколько дней назад наша предложение нашла одобрение со стороны  ЮНЕСКО и традиционные обряды были признаны культурным достоянием человечества. Это для нас долгожданный плод многолетнего труда. Признание ЮНЕСКО дает высокий статус и ставит его под международную защиту. То есть, эти обряды останутся для потомков. Кроме того, теперь в популяризации и сохранения этих обрядов ответственные не только Терисааканцы, или же жители Улытауского района, но и  весь Казахстан» заключил Бахтияр Кожахметов.

В ближайшем будущем заповедник-музей «Улытау» планирует распространить обряды братским странам, которые имеют отношение к кочевой культуре.

Изменен: 05.12.2018

5 декабря, 2018. В городе Астана в Центральном концертном зале «Казахстан» состоялся Республиканский форум патриотов, организованный Министерством культуры и спорта Республики Казахстан.

Форум стартовал со флешмоба в фойе Центрального концертного зала.

Открывая Форум, министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы отметил: «Государственные символы являются ценными и почитаемыми символами нашего государства. В каждом элементе нашего Флага, Герба и Гимна лежит огромная любовь к Родине и мечты о будущем Главы Государства, а также каждого гражданина, принимавшего участие в процессе создания государственных символов».

В торжественном мероприятии приняли участие 200 делегатов со всех регионов Казахстана. В их числе лучшие представители своей профессии, патриоты своей страны: депутаты Парламента РК, представители центральных государственных органов, руководители организаций, этнокультурных центров, неправительственных и молодежных организаций, ветераны труда, представители творческой интеллигенции и средств массовой информации, слушатели республиканской школы «Жас Улан».

Участники рассказали о своих достижениях, обменялись мнениями о проводимой работе в сфере государственных символов.

Кроме того, участниками мероприятия было отмечено, что в текущем году была проведена соответствующая работа по внесению изменений, в части написания на государственном гербе слова «Казахстан» на латинской графике, в Конституционный закон «О государственных символах Республики Казахстан», в рамках Указа Главы Государства «О переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику».

В номинации «Патриот года» лучшими признаны: Касымов Ерболат (г. Алматы), Айткужинова Алма (Акмолинская область), Калиева Меруерт (г. Шымкент), Куспанов Мербол (Актюбинская область), Садуакас Бекарыс (Алматинская область), Измаганбетов Берик (Атырауская область), Шудабаев Сериккали (Западно-Казахстанская область), Саурыков Ерболат (Жамбылская область), Даткин Ерканат и Егенов Жасулан (Карагандинская область), Жакып Калкаман (Костанайская область), Баймаханов Кайраддин (Кызылординская область), Апбасов Ануарбек (Мангистауская область), Молдабеков Женис (Павлодарская область), Азимбаева Рахат (Северо-Казахстанская область), Козыбаев Алдияр (Туркестанская область), Аубакирова Алма (Восточно-Казахстанская область), Ким Вячеслав и Батырхан Куантбек от Ассамблеи народа Казахстана. Победителям были вручены дипломы и ценные подарки. В номинациях отмечены казахстанцы, которые своим ежедневным трудом и конкретными делами проявили искренний патриотизм и любовь к Родине. Мероприятие закончилось патриотическим концертом.

Изменен: 05.12.2018

4 декабря, 2018. В Астане состоялась презентация первой книги в Казахстане по шаxматам «Учимся играть в шахматы», написанная на казаxском языке международным гроссмейстером Динарой Садуакасовой.

Особенность книги в том, что в Казахстане нет подобных учебных книг на казахском языке, где международный гроссмейстер демонстрирует все свои шахматные приёмы  с использованием партий Чемпионатов Мира и Международных турниров. Также дана шахматная азбука с использованием более позднего периода.

Знакомство с шахматами, история, правила, тактические приёмы, задачи, решение этюдов, ответы на задания, правила поведения во время игры - все это можно найти в учебнике. Книга была написана и издана при поддержке Научно-образовательного Фонда Shakhmardаn Yessenov Foundation и Казахстанской федерации шахмат.

Стоит напомнить, что в 2014 году Динара выпустила свою первую книгу «Первые шаги в шахматах». В ней были использованы самые ранние партии, простые задачи, рассчитанные на начинающих. Дети могли вместе с родителями познакомиться с миром шахмат, получить базы шахматной теории самостоятельно.

Автор книги Динара Садуакасова - четырехкратная чемпионка мира по шахматам, в августе 2018 года заняла 12 строку  в Мировом рейтинге сильнейших шахматисток мира.

По словам гроссмейстера ее глобальная цель  – популяризация игры в шахматы в Казахстане и Центральной Азии. Написание книги, постоянное проведение турниров и сеансов по игре в шахматы Динара объясняет тем, что шахматы сегодня – это одна из моделей бизнес-борьбы. Навык выигрывать и проигрывать правильно, обязательно учась и делая выводы, воспитывает в человеке здоровое отношение к поражению и дух целеполагания. Чтобы воспитать конкурентоспособную и интеллектуально-развитую(!) молодежь необходимо создать условия, чтобы они могли научиться решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренировать их мозг, улучшать память, и повысить работоспособность в условиях современного мира. А в этом помогут шахматы.

Из этой цели исходят глобальные задачи ее социальной программы на посту Посла доброй воли ЮНИСЕФ. В течение года Динара провела уже ряд мероприятий совместно с международной организацией в поддержку детского и юношеского развития в Казахстане: турниры, сеансы одновременной игры и мастер-классы по игре в шахматы.

Динара призвала массово популяризовать игру в шахматы среди детей и молодежи. Для этого, по ее словам, необходимо открывать в школах, колледжах и университетах шахматные секции, кружки, клубы и кабинеты по всей стране. Она считает, что это придаст большой импульс к развитию и получению дополнительных навыков детьми и молодежью страны.

Вместе с этим, известной шахматисткой проводится большая работа в различных регионах Казахстана в целях популяризации игры в шахматы среди детей и молодежи. В этом году ею были проведены сеансы одновременной игры, мастер-классы и турниры в Астане, Атырауской области, Павлодаре, Актау. Во второй декаде декабря планируются сеансы в Кызылорде и Туркестане.

В начале 2019 года шахматисткой планируется открытие шахматной академии Динары Садуакасовой в Атырау. В школе будут действовать бесплатные классы для детей из малообеспеченных семей. А 22 декабря т.г.– официальное открытие академии в Астане.

В апреле 2019 года Динара планирует проведение Республиканского турнира среди студентов по шахматам в Астане.

Справочно:

Динара Садуакасова неоднократная победительница престижных международных соревнований: «Белая ладья», «Мемориал Л.Руденко», «Мемориал П. Измайлова», обладатель Кубка Шейха Дубай, «Мемориал Г. Агзамова», «Павлодар Опен», «Moscow open», «Reykjavik Open», «Memorial Ridha Belkadhi, Women’s Tournament», Open Internacional de Benasque, «Cannes Open», «Carpos Open», «Кубок Акима Павлодарской области», «HDBank Open International».

 За вклад в развитие шахмат в Казахстане и активную общественную деятельность награждена орденами «Құрмет» и «Үміт», за заслуги в развитии спорта медалью «Қазақстан Республикасының Тәуелсіздігіне 20 жыл».

Изменен: 05.12.2018

4-7 декабря, 2018. Нью-Йорк (США). В рамках 20-летия пройдет международный форум казахстанской культуры и литературы «Современная Казахстанская культура в глобальном мире» организованной Министерством культуры и спорта Республики Казахстан совместно с Национальной академической библиотекой Республики Казахстан и Союзом писателей Казахстана.

Целью форума является интеграция казахстанской культуры в мировое культурное пространство.  Форум позволит мировому сообществу ближе ознакомиться с казахстанскими произведениями, а нашим автором интегрироваться в глобальный литературный процесс.

В мероприятии примут участие поэт, председатель Союза писателей Казахстана Улукбек Есдаулет, поэт, переводчик, заслуженный деятель Казахстана Шомишбай Сариев, президент газеты «Қазақ үні» Казыбек Иса, лауреат Союза журналистов Казахстана, журналист Марат Токашбаев, писатель, критик, лауреат литературной премии «Алаш» Аскар Алтай, главный редактор газеты «Айкын» Нурторе Жусип, писатель, журналист, главный редактор газеты «Қазақ әдебиеті» Дәурен Қуат, поэт, доцент Евразийского национального университета Онайгуль Туржан, известная телеведущая Майя Бекбаева, литературные критики, журналисты, художники, также этнические казахи, проживающие за рубежом. Также в рамках форума пройдёт презентация книг казахстанских авторов,  фотовыставка «Культура  и  искусство  Казахстана».

Напомним, ранее форумы казахстанской культуры и литературы были проведены в Сеуле, Лондоне и Берлине, где в рамках мероприятий была проведена многоплановая работа по осмыслению новейших тенденций в литературе, культурному обмену и сотрудничеству, объединению усилий профессионалов в сфере культуры и искусства вокруг идеи национальной идентичности Казахстана. Мероприятия прошли на высоком уровне и вызвали живой интерес у зарубежных коллег, послужив созданию благоприятных условий для творческо-научной интеллигенции в рамках взаимного сотрудничества.

Изменен: 04.12.2018

26 ноября-10 декабря 2018. Бурса. (Турция) В Музее истории кочевья в рамках президентской программы «Рухани жангыру» проходит выставка «Дух Великой степи», которая представляет 32 живописных и графических работы казахстанских художников конца ХХ – начала ХХI века. Выставка организована Министерством культуры и спорта РК, международной организацией ТЮРКСОЙ и Государственным музеем искусств им. А. Кастеева.  Ранее, с 14 по 24 ноября, выставка с большим успехом прошла в столице Турции Анкаре.

В официальной церемонии открытия выставки приняли участие вице-мэр города Бурсы Яшар Элмаз, руководитель управления культуры города Бурсы Азиз Елбаш, генеральный секретарь ТЮРКСОЯ Дюйсен Касеинов, ведущий специалист ТЮРКСОЯ Аскар Турганбаев, руководитель пресс-службы и внешних связей Музея Кастеева Клара Исабаева, заместитель директора музея по административным вопросам Нуржан Сатыбалды. Проведение выставки в одном из современных, технически оснащенных музеев Бурсы «Музее истории кочевья» стало возможным благодаря всестороннему содействию и поддержке Мэрии Бурсы, городского управления культуры Бурсы и ТЮРКСОЯ.

В своей приветственной речи вице-мэр города Бурсы Яшар Элмаз отметил, что у турков и казахов общие корни, конно-спортивные игры и что город Бурса рад приветствовать такую интересную выставку братского народа.  Дюйсен Касеинов, открывая выставку, подчеркнул, что ТЮРКСОЙ реализует самые разнообразные проекты в области искусства и литературы тюркских народов и в этом году самый крупный художественный музей Казахстана при содействии ТЮРКСОЯ смог познакомить жителей и гостей Турции с уникальным казахским искусством. 

Выставка «Дух Казахской степи» отражает уникальное своеобразие культуры кочевников, казахский образ жизни, национальные конно-спортивные игры, традиции и обычаи. Она является ярким примером изобразительного искусства современной тюркоязычной страны с ее большим интересом к прошлому, к истории, древним цивилизациям, существовавшим на ее территории, так и к современным общечеловеческим проблемам и духовным поискам. 

32 произведения живописи и графики познакомят жителей и гостей Бурсы с творчеством мэтров казахстанского искусства Евгения Сидоркина, Абдрашита Сыдыханова, Дулата Алиева, Гани Баянова, Бахыта Бапишева, а также с такими интересными современными казахстанскими художниками, как Марат Бекеев, Шамиль Гулиев, Нелли Бубэ, Аскар Есдаулет, Алмагуль Менлибаева, Андрей Нода, Гульжамал Тагенова, Алпысбай Казгулов и Вячеслав Люй-Ко.

Бурса – это четвертый по величине город  Турции после Стамбула, Анкары и Измира, расположенный недалеко от побережья Мраморного моря у подножия горы Улудаг (2500 м). Город Бурса был основан во 2 веке до н.э. в исторической области Вифинии и быстро превратился в процветающий мегаполис. Во многом такому расцвету способствовал тот факт, что через него проходил знаменитый Шелковый путь. Вплоть до 14 века здесь властвовали византийцы, которых впоследствии вытеснили сельджуки, превратившие Бурсу в первую столицу Османской империи.

Бурса знаменита своими мечетями, монументами ранних времен Османской империи, многочисленными парками и живописными предгорными лесами. Мечеть Улу-Джами (Большая мечеть) XIV века привлекает внимание 20 куполами и арками в сельджукском стиле.

Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) осуществляет многочисленные проекты в области литературы и искусства тюркских стран, направленных на сохранение тюркского наследия и сплочение тюркских народов.  С 2008 года по сей день Генеральным секретарем Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) является известный казахский музыкант, профессор, дипломат и общественный деятель Дюйсен Карабаевич Касеинов.

Государственный музей искусств им. А. Кастеева – крупнейший художественный музей Казахстана, обладающий самой большой в мире коллекцией казахского изобразительного искусства.

Изменен: 04.12.2018

«Астана Опера» 30 ноября и 1 декабря сделал подарок жителям и гостям столицы, представив ко Дню Первого Президента премьеру одноактных балетов «Шопениана» и «Шехеразада», выдающегося реформатора хореографического искусства Михаила Фокина. Балетмейстеры-постановщики – Народные артисты России Алтынай Асылмуратова и Андрис Лиепа.    

Премьера спектаклей прошла в рамках празднования 20-летия Астаны, под эгидой Министерства культуры и спорта РК.  

В первом отделении вниманию публики предложили романтический балет «Шопениана», поражающий художественной гармонией, редкостной музыкальностью и богатством танцевального рисунка. Чистота линий буквально завораживала взгляды зрителей. Артисты создавали разные фигуры: одни были похожи на цветы, другие же на геометрические узоры. На сцене царил мир грез поэта, вокруг которого будто порхали воздушные балерины. Приглушенный свет с голубым оттенком придавал спектаклю еще большую романтичность.

К слову, в этом году балету «Шопениана» исполнилось 110 лет, но он все также актуален, благодаря уникальной хореографии. По словам М. Фокина, он стремился «вернуть условный балетный танец к моменту его высочайшего расцвета».

Балетмейстеру-постановщику А. Асылмуратовой удалось в точности передать эксклюзивный фокинский стиль балета, рука мастера чувствовалась во всех тончайших деталях: от поворота головы, взгляда ведущих солистов до позиций рук и ног.

Солисты демонстрировали прекрасную музыкальность и синхронность движений, которые они отрабатывали с ассистентами балетмейстера-постановщика – Заслуженным артистом России Константином Заклинским и Еленой Шерстневой.   

Сцена не была заполнена массивными декорациями, расписной задний занавес элегантно дополнял общую картину. За сценографию отвечал Виктор Караре, который создал ее на основе эскизов Александра Бенуа и Ореста Аллегри. Художник по костюмам Арасель Досмуратова выдержала все платья в безупречно белом цвете, а завершили образ балерин нежно розовые диадемы.

В разные дни непростую партию Юноши замечательно исполнили Еркин Рахматуллаев и Олжас Тарланов. Каждый из артистов смог передать настроение мечтательности и чувство влюбленности. Яркий, виртуозный Седьмой вальс одинаково прекрасно представили Заслуженные деятели Казахстана Мадина Басбаева и Айгерим Бекетаева. Одиннадцатый вальс воплотили Молдир Шакимова и Аделина Тулепова. Прелюд исполнили Марико Китамура, Анастасия Заклинская.        

Контрастом неоромантической «Шопениане» стал наполненный многоцветными красками балет «Шехеразада» на музыку симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова –одного из лучших творений композитора.

Музыка не была предназначена для балета, но Михаил Фокин услышал в ней идеально подходящие для танцев мелодии. Хореограф позволил себе свободно перекраивать музыкальный текст.

Так, первая часть сыграла роль увертюры, в которой слышатся сказочные мотивы и темы востока. Под эту музыку, еще до появления на сцене артистов, зрители с упоением любовались расписным задним занавесом, заполнившим практически все пространство сцены. Изображение рассказывало нам свою историю о загадочных девушках, живущих в замке, рисовало картины богатой природы, казалось, что водопад давал живительную прохладу, а аист и мирно пасущиеся животные создавали настроение умиротворения. Художник по свету выстраивал освещение таким образом, что отдельные части картины становились то более четкими, то растворялись в легкой дымке.

После завершения увертюры дирижер-постановщик Арман Уразгалиев получил заслуженные аплодисменты, которые потом еще не раз звучали в его адрес и адрес блестящих музыкантов Симфонического оркестра «Астана Опера», демонстрировавших свое высокое мастерство  на протяжении всего спектакля. Сольную партию для скрипки потрясающе исполнили – Каламкас Жумабаева и Багдат Абильханов.  

«Шехеразада» - это балет с сюжетом, главной темой которого становятся отношения  султана Шахриара и его любимой жены Зобеиды. Согласно либретто, младший брат султана Шахезман, убежденный в женской неверности, советует ему уехать на охоту. В отсутствии султанов в гареме все предаются любви, в разгар «веселья» неожиданно возвращается султан. Он велит казнить своих наложниц, евнухов и рабов, Зобеида закалывает себя кинжалом. Шахриар рыдает над телом неверной, но любимой женщины. 

Народный артист России Андрис Лиепа уже не раз возобновляет балеты М. Фокина. «Шехеразаду» балетмейстер считает одним из самых лучших творений выдающегося хореографа. Прежде всего, спектакль получился органичным, красивым и, конечно, необычным. Это пластическая драма, где под восточной экзотикой скрыта безумная любовная страсть. По словам балетоведов, Фокин создал новый пластический язык в восточном стиле, отказавшись от классического танца, пуантов и условных жестов, характерных для старого балета, он передал действие и чувства позами и движениями.

Все артисты виртуозно справились со своими партиями. Роль Шахриара представили Жанибек Иманкулов и Рахметулла Науанов, солисты сделали ее актерски великолепно.  Зобеиду исполняли Анастасия Заклинская и Заслуженный деятель Казахстана Гаухар Усина. Обе артистки показали ее по-своему: откровенная гибкая пластика А. Заклинской впечатляла, балерина сумела передать образ восточной красавицы. Гаухар Усина вложила в свою героиню много чувств, ее Зобеида получилась яркой и эмоциональной. Шахезмана исполнили Ильдар Шакирзянов и Ерлан Жамбулаев. Золотой раб – одна из ключевых партий – была великолепно воплощена Бахтияром Адамжаном, во второй день в этой роли прекрасно выступил Арман Уразов. Главный евнух – Олжас Маханбеталиев, Рахметулла Науанов. Одалиски – Молдир Шакимова, Аделина Тулепова, Еркежан Жунусова, Марико Китамура, Сэйка Тоносаки, Назира Заетова.  

Восточную тему в балете широко раскрыли сценографы Анатолий Нежный и Анна Нежная (костюмы в «Астана Опера» восстанавливала Елена Нецветаева-Долгалева), которые воплотили красочные декорации на основе эскизов выдающегося театрального художника Л. Бакста. Яркие люстры, лестница, ковры, пуфики с оборками и многое другое не давало глазам скучать; зрители пытались не упустить ни одну деталь из виду. Существенную роль сыграли здесь и ослепительной красоты костюмы артистов,  с россыпью камней, жемчугов и бисера.

Зрители долго не хотели отпускать солистов, провожая их шквалом аплодисментов и криками «Браво». Такие балеты, как правило, остаются в памяти на долгое время, а после их хочется пересматривать снова и снова – что и можно будет сделать, ведь теперь эти спектакли пополнили репертуар столичного театра.

Спектакль посетил министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы и представители творческой интеллигенции. 

    

Изменен: 04.12.2018

Вечер фортепианных дуэтов «Двойное Forte & Piano» будет представлен вниманию жителей и гостей столицы в Камерном зале «Астана Опера». 7 декабря яркие произведения композиторов-романтиков и французских импрессионистов прозвучат в ансамблевом исполнении лауреатов международных конкурсов Айкерим Есимхановой и Дины Мирмановой. 

Айкерим Есимханова и Дина Мирманова успешно выступают с концертами на родине и за рубежом. Среди достижений фортепианного дуэта стоит отметить победу на Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в 2014 году в Риме. Айкерим Есимханова – стипендиат программы «Болашак», выпускница Высшей школы музыки и театра в Ганновере и Высшей школы музыки в Мюнстере (класс профессоров К. Окдена и К. Раве), Дина Мирманова окончила Казахскую национальную консерваторию им. Курмангазы (класс Народной артистки Казахстана профессора Ж. Аубакировой).

В этот вечер артисты продемонстрируют искусство интерпретации фортепианной музыки разных национальных композиторских школ: норвежской, венгерской, чешской, русской, испанской, французской.

В концерте прозвучат две симфонические пьесы ор.14: Adagio cantabile и Allegro energico Эдварда Грига. Источником вдохновения выдающегося норвежского композитора-романтика является образ его родины – природа, фольклор, духовные традиции.

На сцене Камерного зала «Астана Опера» артисты представят четыре венгерских танца Иоганнеса Брамса. Известное произведение, созданное на основе венгерской народной музыки, захватывает внимание слушателей духом свободы и темпераментом, отражает многогранность национального венгерского колорита, безудержную энергию и жизнелюбие этого народа.

Будет исполнено самое популярное сочинение чешского композитора Бедржиха Сметаны – поэма «Влтава» из цикла «Моя Родина». В этой музыке публика услышит шум течения реки Влтавы и ее истоков, побывает на лесной охоте и веселой деревенской свадьбе, увидит хоровод русалок в серебристом лунном свете, а также крепости, замки и руины, которые высятся вдоль многоводной реки.

Слушателям предложат шесть пьес для фортепиано в четыре руки ор.11 Сергея Рахманинова: Баркарола, Скерцо, «Русская песня», Вальс, Романс, «Слава». В «Русской песне» был использован напев «Во всю-то ночь мы темную», а торжественная последняя пьеса «Слава», основанная на знаменитой народной песне с таким же названием, выделяется особой изобретательностью и свежестью идеи.

В насыщенную программу концерта вошла Испанская рапсодия Мориса Равеля: Prelude а la nuit, Malaguena, Habanera, Feria в переложении автора для двух фортепиано, соч. 1895 г. Самобытное произведение, в котором оригинальным образом соединены французский музыкальный импрессионизм и испанские народные мелодии, поражает слушателей утонченностью, изысканностью, красочностью, смелостью и новаторским духом.

Изменен: 04.12.2018